Российское информационное агентство
поиск по статьям и новостям

«Хьэгъэудж гуп» - не только этнографический проект, но и творческий

11.10.2017, 16:03      Новости Нальчика

О первом живом выступлении ансамбля исполнителей фольклорных песен и наигрышей адыгов «Хьэгъэудж гуп» мы писали в мае. Сегодня о богатой на события  для этого коллектива осени нам рассказывает сооснователь «Ored Recordings» и помощник по организационным вопросам «Хьэгъэудж гуп» Булат ХАЛИЛОВ. - Булат, знаю, что у вас очень плотный график выступлений на самых разных мероприятиях. - 8 октября мы дали концерт в Москве в центре «Наука и искусство». Как «Ored Recordings» с лекциями там выступал несколько раз, один раз возили туда Казбека НАГАРОКОВА из Адыгеи. Сейчас будет первый опыт коммерческого выступления. Сразу оттуда отправились в Минск – десятого числа выступили там в пабе: я рассказал, что такое «Ored Recordings», затем выступили белорусы и «Хьэгъэудж гуп». После этого мы едем в Вильнюс на фестиваль «Покровские колокола», который проводит Российский фольклорный союз в Литве. Там, помимо нас, примут участие исполнители из Грузии, Литвы, России, Белоруссии, Украины, Азербайджана. По сути, наш лейбл «Ored Recordings» - региональное отделение Российского фольклорного союза, мы с ними в прошлом году проводили в Нальчике фестиваль «Горы вы Кавказские». В Литве будем участвовать в конференции – я выступлю с докладом, затем «Хьэгэудж гуп» запишет литовское телевидение, далее выступим в гала-концерте фестиваля. По возвращении домой планируем 20 октября дать концерт в Анзорее с программой из песен ХХ века, затем поедем с концертом в Грузию. Потом с Тимуром КОДЗОКОВЫМ будем записывать для нашего лейбла фольклор адыгской, абхазской и чеченской диаспор (они обратились к нам с такой просьбой). - Это то, что предстоит, а то, что уже состоялось этой осенью? - Недавно мы вернулись из Калмыкии с фестиваля эпосов мира, где выступали исполнители из Хакасии, Великого Новгорода, самой Калмыкии. Начну с того, что мне не понравилось на фестивале: формат фестиваля подразумевает, что у каждого исполнителя есть примерно пять-десять минут на выступление, но ведь это фестиваль эпической традиции. И если брать, например, калмыцкий эпос «Джангар», то он исполняется по главам. Они могут исполняться по нескольку часов под домбру. Раньше их можно было исполнять и более продолжительное время. Но из-за фестивальной формы сегодня все сказители знают только отрывки продолжительностью три-четыре минуты, не требуется исполнения целой главы. Но в плане того, как они звучат в течение нескольких минут, надо сказать, что там очень мощные исполнители. С другой стороны, надо сказать, что такой фестиваль республика проводит уже в 11-й раз, на нем присутствует Глава Калмыкии, с этого года стали выбирать народного джангарчи, то есть сказителя эпоса, которому из республиканского бюджета будет выплачиваться зарплата и присвоен определенный статус. Мы выступили непосредственно на фестивале – исполнили «Хъудымыд и пшыналъэ», «Сосрыкъуэ» и «Шаратын», а потом провели импровизированный концерт в общежитии, где жили участники, исполнили «Япон Зауэ», «Сэрмыгъуэ» и другие песни. Всем очень понравилось, бывший хореограф их государственного ансамбля «Тюльпан» сказал, что когда слушал эти песни, вспомнил своих стариков. Люди, приехавшие из Великого Новгорода, удивились, потому что сегодня словосочетание «кавказская музыка» вызывает совсем другие ассоциации. До Калмыкии мы побывали в Калуге на  фестивале архитектуры, дизайна, современного театра и искусства «АРХстояние». На фольклор он никак не ориентирован. Туда нас пригласил клуб «Наука и искусство», который курировал музыкальную программу в этом году. - Как менеджер «Хьэгъэудж гуп» какой формат для вашей группы вы видите? - Нужно охватывать как можно больше форматов: сценическую форму (в том числе коммерческие проекты), которая должна быть представлена не только поп-музыкой, форму хьэщIэщ, от которой нельзя отказываться. Кроме того, собираемся издавать первый альбом с песнями ХХ века, хотим сделать несколько изданий – в Европе нас, скорее всего, выпустят на виниле, а здесь издадим диски. В планах - проведение здесь фольклорного мероприятия, создание культурной среды для развития этого направления. - Не могу не спросить, как и где происходит поиск материала, песен, которые вы исполняете? - Все эти песни есть в архивах - собран богатый материал, все это сделано относительно недавно. У Тембулата КЕРЕФОВА дед исполнял старинные песни, для него в этом нет никакой экзотики. А для меня или Тимура это возвращение к истокам. Но, по сути, мы работаем по той же схеме, что и «Жъыу» в свое время: ищем материал в архивах и разучиваем. Для нас очень важны аудиоархивы. - В «Хьэгъэудж гуп» есть место экспериментам и творческой импровизации? - Сейчас у нас добавилась волынка – на ней играют Тембулат и Тимур. Мы ее осваиваем, она подходит под нашу музыку, под манеру нашего ансамбля. Она была в нашей музыкальной традиции, мы не можем полностью восстановить ее звучание. Для начала взяли немецкую волынку, возможно, со временем поработаем и с шотландской. Мы не занимаемся реконструкцией в привычном понимании, то есть «Хьэгъэудж гуп» - не только этнографический проект, но и творческий.

Беседовала Марина БИТОКОВА
Источник: www.goryankakbr.ru
 Читайте также:
Мнение редакции интернет сайта yodda.ru никогда не совпадает с мнением, высказаным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города   |   Отели
Copyright © 2014-2016 yodda.ru - региональное информационное агенство
Яндекс цитирования